Много ли подводных камней всплывают после установки ГБО?
Скажем так, Вы должны понимать, куда Вы ввязываетесь. Топливная система автомобиля усложняется в два раза. Неудивительно, что и проблем теперь может быть в два раза больше... Начнём с того, что Вам теперь, помимо бензиновой части, требуется делать ТО и для элементов газового оборудования. Однако, при правильном подходе, проблем не сильно больше, чем на автомобилях с однотопливной системой.
Я хочу установить ГБО, с чего начать?
Первое. Подбор комплектующих. Правильным подбором форсунок и редутора ГБО мы закладываем основу беспроблемной работы. Отдельно хотелось бы остановиться на блоке управлении ГБО. У нас нет каких-либо предпочтений к тому или иному производителю, но если Вы выберете редкий блок управления, к которому могут подключиться два-три человека в городе, каков будет шанс правильной настройки? Блок редкий, опыта мало, машин для экспериментов мало...
Второе. Очень важна установка/компоновка элементов ГБО. Так от правильности установки форсунок и редуктора зависит эффективность и точность работы системы. Врезки газовых форсунок должны располагаться максимально близко к бензиновым форсункам. Обусловлено это тем, что момент «впрыска» газа привязан к моменту впрыска бензина. Если газовые форсунки поставят слишком далеко от бензиновых форсунок, то впрыскиваемому газу нужно будет пройти большой путь, соответственно к впускным клапанам газ попадет с опозданием. Вплоть до того, что клапана уже закрыты, а порция газа еще идет по своему большому пути. Во многих блоках управления ГБО есть специальные коррекции по форсункам ГБО, которые сам производитель... рекомендует трогать только в крайнем случае. Так зачем же, по собственной воле, усложнять себе жизнь? Может лучше врезать форсунки изначально правильно?
Не менее важна установка редуктора. Обычно его ставят... где удобнее. Итак, три ошибки установки редуктора: Первая. Место по высоте. Редуктор ни в коем случае не должен располагаться выше УРОВНЯ расширительного бачка. В противном случае, редуктор будет собирать воздух, что приведёт к ухудшению обогрева. Вторая. Место в подкапотном пространстве. Редуктор стоит устанавливать в "теневом" месте, где он не будет обдуваться потоком встречного воздуха. Третья. Подключение обогрева редуктора. Контур подогрева нужно брать с достаточной рециркуляцией охлаждающей жидкости.
Подскажите, какое оборудование установить на мой автомобиль?
Вопрос некорректен. Правильный вопрос: какой автомобиль мне купить для установки ГБО4? В связи с тем, что октановое число пропан-бутановой смеси (100-110) выше октанового числа бензина (92, 95, 98, 100), то оптимальным выбором двигателя под ГБО будет являться двигатель, который требует самого высокого октанового числа на бензине. Попросту говоря, двигатель с самой высокой степенью сжатия. Если в двигатель с низкой степенью сжатия залить высокооктановое топливо, оно будет гореть медленнее и, как итог, смесь будет догорать при открытых выпускных клапанах, что приведёт... к прогару клапанов. Знаменитая страшилка ГБО. Однако давайте вспомним старую байку из 80-х годов, о том, что 98 бензин тоже "палит" клапана. Почему в современном мире эта история, применительно к 98 бензину, уже не актуальна и о ней почти уже забыли? Да потому что в современном мире уже практически не осталось двигателей со степенью сжатия 8.5 (Жигули). Так что сгореть клапана могут и на бензине (особенно, если еще и смесь забеднить - бедная смесь горит с более высокой температурой). Так почему же слава досталась только ГБО? Потому что там всё это организовать гораздо проще. Устанавливаем ГБО на двигатель с низкой степенью сжатия, настраиваем на бедную смесь (точнее сказать наоборот, ничего не настраиваем, а куда там попадёт - дело десятое) и как итог - некоторые "счастливчики" укладывают двигатель при работе на газу уже к 30 т.км пробега. И понеслась молва о том, что газ "гробит" двигатели... Так ГБО ли было в этом виновато?
Как избежать проблем при работе на ГБО?
1. Механически изменить ГБЦ. Попросту говоря, увеличить степень сжатия (уменьшить камеру сгорания). Метод для настоящих героев, которые не идут в обход.
2. Изменить углы опережения зажигания, чтобы газо-воздушная смесь успевала догорать до открытия выпускного клапана. Актуально, в первую очередь, для двигателей с низкой степенью сжатия. Это сделать можно двумя способами. Прошивкой ЭБУ двигателя под работу с ГБО или установкой вариатора. Прошивка двигателя более предпочтительна, т.к. в этом варианте всё работает так, как заложено в прошивке (выставляем нужные углы). С вариаторами могут быть проблемы, т.к. это по сути подмена реальных данных в ЭБУ двигателя (примерно как тюнинг коробочки, что описаны в разделе чип-тюнинга). Это частенько приводит к глюкам (вариаторы очень чувствительны к электромагнитным наводкам, к правильному подключению и т.д.). Также, в 90% случаев, при использовании вариатора, не получится сильно изменить угол, т.к. тогда эбу двигателя увидит рассинхронизацию с датчиком распредвала и уйдёт в аварийный режим. Грубо говоря, эбу двигателя определяет где и в каком положении у нас находится поршень по двум датчикам: датчику коленчатого вала и датчику распределительного вала (датчик фаз). В большинстве случаев вариатор меняет показания только на датчике коленчатого вала, что неизбежно ведёт к рассинхронизации. Проще говоря, эбу двигателя думает, что у нас ГРМ перескочил на 1 или 2 зуба.
3. И, наконец, правильная настройка эбу ГБО. По нашему мнению, это самый важный пункт из вышеперечисленных.
Как правильно настроить ГБО?
Как происходит настройка ГБО в среднем по стране? После установки газобаллонного оборудования на автомобиль, производится автокалибровка и, перекрестясь, клиент отпускается. Но, если почитать заводскую документацию ГБО, это всего лишь предварительная процедура! Только лишь для того, чтобы автомобиль теперь мог заводиться на газу (без автокалибровки он может даже не завестись) и хоть как-то ездить. А настройщик, в это время, должен произвести более точную настройку в разных режимах.
Как происходит настройка ГБО у Вас?
1. Крайне желательно приехать с заменёнными фильтрам ГБО части. В случае использования форсунок типа Valtek, крайне рекомендуется произвести их тарировку (спрашивайте услугу у Ваших установщиков).
2. Мы устанавливаем своё диагностическое оборудование на Ваш автомобиль и начинаем откатку в реальных дорожных условиях. В среднем, на настройку уходит 2-3... дня. Но не пугайтесь, в день процедура занимает не более 1.5 часов. На следующий день Вы приезжаете снова, мы смотрим и, при необходимости, корректируем настройки.